Патриотическая деятельность

О последних событиях в церковной жизни

09.03.2016


Интервью газете «Берсеневские страницы» …

Корр.: Отец Кирилл, бурлит интернет, происходит массовое брожение среди мирян. Уже несколько священников публично выступили с критикой грядущего Собора, выражали тревогу в связи со встречей в Гаване. Удивляет молчание с вашей стороны. Что сейчас Вас заботит?

Иг. Кирилл: Проблемы глубинки - пьянство, вымирание. Разрушающиеся сельские храмы.

Корр.: А вот если произойдёт непоправимое - деформация веры. Какой тогда смысл заниматься всем этим? Как Вы думаете, что движет теми, кто стремится к сближению с католиками?

Иг. Кирилл: Бывает так, что какая-нибудь идея захватывает всего человека, становится чуть ли не целью жизни. У меня, например, это возвращение к нашим корням, к древнерусскому благочестию, а кому-то, наверное, представляется, что объединение с католиками - это триумф христианства.

Корр.: А разве плохо, если наступит единение христиан?

Иг. Кирилл: Безусловно хорошо, но каким путем? Через отказ от заблуждений, покаяние в них или через закрывание глаз на существенные отступления, которые теперь называют «богословскими тонкостями»?

Корр.: Что Вы имеете ввиду под «существенными отступлениями»?

Иг. Кирилл: Филиокве, например. Не я, святитель Марк Эфесский, говорит, что общества, содержащие в своём вероучении филиокве, являются еретическими и всякое молитвенное общение с ними беззаконно.

Корр.: Наверное католикам будет сложно что-то изъять из своего кредо?

Иг. Кирилл: Пусть добавят после изъятия филиокве слово «Истиннаго» в приложении к Третьей Ипостаси Святой Троицы, как это было в древнейшем варианте текста Символа веры и тогда баланс сохранится.

Корр.: А чем руководствовались на Западе, внося в Символ веры филиокве?

Иг. Кирилл: Хотели, как это часто бывает, как лучше, а получилось нехорошо. Ссылаются на некоторых святых отцов Запада, блаженного Августина, например. Стремились подчеркнуть равенство Лиц Святой Троицы, а получилось умаление Её Третьей Ипостаси, была внесена субординация. Тем самым был деформирован краеугольный догмат христианства - догмат о Боге едином в Троице славимом. Мы должны ориентироваться не на частные богословские мнения, так называемые теологумены, а на известный принцип - «согласие отцов». Неприемлемо, когда в Святой Троице позиционируется два источника исхождения Святаго Духа. Не надо путать «исхождение» как онтологическое свойство в приложении к Духу Святому с Его временным посольством «через Сына» (преп. Иоанн Дамаскин) с целью домостроительства нашего спасения.

Корр.: Как вы думаете, что движет Предстоятелем нашей Церкви? Нужна ли была его встреча с папой?

Иг. Кирилл: Не надо упрощать - вызывает смущение не сам факт встречи, а то что она произошла, например, без предварительного соборного обсуждения. Мой приходской опыт показывает, что твердым является то, что обсуждено и принято общиной. Резкие телодвижения, сделанные односторонне, чреваты смутой. Недавно приходит в храм мужчина и просит покрестить ребёнка, но только с тем условием, чтобы при этом не поминать Патриарха. Я ему: «Да вы что, я не готов к таким вещам». Он: «Ну хорошо, я посоветуюсь с супругой». Вечером получаю записку: «Крестить не получится, так как жена не согласна».

Корр.: Получается недоверие к Патриарху...

Иг. Кирилл: Доверяем, уважаем, любим. Яркая личность, харизматический лидер. Ещё больше будем доверять, если уровень соборности будет повышаться.

Корр.: А чем объяснить такие действия Патриарха - «только пять человек знало о встрече» и т.п.?

Иг. Кирилл: Наверное повлиял пример его учителя митрополита Никодима, который говорил, что «история меня оправдает», что нужно делать небольшие шаги, но идти неуклонно.

Корр.: А вы с католиками соприкасались?

Иг. Кирилл: Да, и много раз. Ещё в советское время во время посещения Львова и Прибалтики - бывал здесь в католических семинариях Риги и Каунаса. Позже в Карловых Варах. В Москве, конечно - сначала в костёле св. Людовика, позже в кафедральном соборе Непорочного Зачатия. Последний раз здесь был в декабре прошлого года на встрече с католическим архиепископом, который рассказывал своей пастве о Епископском Синоде в Риме, посвящённом проблемам брака и семьи. Кстати, у архиепископа тонкое чувство юмора. Запомнилось как он говорил о том, что во время выступления папы некоторые епископы дремали.

Корр.: Вы находитесь в жестких рамках как клирик РПЦ?

Иг. Кирилл: Грех жаловаться. Вне Москвы сложнее - не раз знакомые собратья «плакались в жилетку», рассказывая о своём житье-бытье. В Москве, я по крайней мере, не чувствую никакой «крепостной зависимости». Здесь, как мне кажется, руководству удалось достичь гармоничного сочетания эффективного администрирования со свободой человеческой личности. Никто меня за шиворот не хватал и на ковер не вызывал. Иногда, правда, напрягают звонки, из викариатства, например. Думаешь: ну вот сейчас получишь по башке, но нет - вежливо попросят представить какую-нибудь справку. Так что жить можно вполне спокойно и уверенно, деньжат бы только побольше для покрытия расходов, особенно на коммуналку.

 

 

Перейти в раздел "Церковь, государство, общество"

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную